Интервью с директором правового департамента Минстроя России О.В. Сперанским

08.09.2017

"СРО в сфере строительства: создание национального реестра специалистов и другие изменения действующего законодательства"

О.В. СперанскийВ августе 2017 года состоялось интервью с директором правового департамента Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Олегом Вадимовичем Сперанским, в ходе которого он рассказал о проходящей реформе саморегулируемых организаций в сфере строительства, актуальных изменениях законодательства, создании национального реестра специалистов в области строительства, инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, а также ответил на вопросы, поступившие от посетителей нашего сайта.

КонсультантПлюс: Олег Вадимович, с 1 июля вступили в силу поправки в Градостроительный кодекс, предусматривающие создание принципиально новой системы саморегулирования в строительной отрасли. Напомним, что институт СРО пришел на смену государственному лицензированию в 2009 году и за прошедшие годы не раз подвергался критике за свою неэффективность. Расскажите, пожалуйста, каких результатов ждет Минстрой России от проходящей реформы и какие системные ошибки в целом она должна решить.

Олег Вадимович Сперанский: За время своего существования институт саморегулирования не только в строительстве, но и в других отраслях зарекомендовал себя в качестве эффективного, дееспособного инструмента. Однако, как и любой новый институт, он требует совершенствования с учетом правоприменительной практики и выявленных проблемных вопросов. Саморегулирование в первую очередь является системой взаимной ответственности компаний, и поэтому проходящая реформа призвана создать механизмы персональной ответственности членов саморегулируемых организаций, развивать механизмы коллективной ответственности, а также упростить процедуру выхода на строительный рынок субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти изменения позволят предотвратить финансовые злоупотребления со стороны саморегулируемых организаций и снизят риски коммерциализации, что должно привести к повышению качества выполняемых работ и безопасности строительства.

Отсутствие эффективной системы ответственности привело к тому, что обращения взыскания на средства компенсационного фонда саморегулируемой организации и выплаты из компенсационных фондов стали единичными, а недостаточное регулирование условий размещения средств компенсационных фондов создало ситуацию, при которой часть средств компенсационных фондов выбыла из распоряжения саморегулируемых организаций.

Сегодня в законе реализовано два принципиальных момента: определено лицо, ответственное перед заказчиком строительства, - это генеральный подрядчик - независимо от того, будет он самостоятельно выполнять работы или привлечет иных лиц на субподрядные работы. И, во-вторых, создана система ответственности за качество выполняемых работ и соблюдение условий договора подрядчиком как в строительстве, так и в проектировании и изысканиях.

КонсультантПлюс: Реформа ужесточает ряд требований и к саморегулируемым организациям, и непосредственно к ее членам. Речь идет о создании национального реестра специалистов в области строительства, инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования. Согласно поправкам члены СРО должны иметь в своем штате не менее двух специалистов строительного профиля, включенных в национальный реестр. Каким минимально необходимым требованиям должен соответствовать кандидат, чтобы попасть в реестр? Кто должен направлять документы на регистрацию - сам специалист, строительная организация или СРО от имени своих членов? Сколько специалистов уже включено в реестр на сегодняшний день?

Олег Вадимович: Одним из новых инструментов, направленных на достижение основных целей саморегулирования в строительстве, связанных с повышением качества работ и обеспечением безопасности строительства, является создание национальных реестров специалистов. Градостроительный кодекс Российской Федерации определил исключительное право специалистов, включенных в реестр, подписи определенных документов по контролю качества работ и по их приемке, и именно они несут персональную ответственность за качество выполняемых работ. В случае недобросовестного исполнения своих обязанностей они помимо общей ответственности (дисциплинарной, административной, материальной) могут быть исключены из национального реестра со всеми вытекающими последствиями, в том числе с потерей работы.

Создание национальных реестров призвано решить и проблему фиктивных фирм и оформления в них "мертвых душ" или специалистов, которые числились одновременно в нескольких фирмах. Запись в национальном реестре позволит избежать таких ситуаций, отследить наличие у членов СРО квалифицированных работников, а также оценить реальный кадровый потенциал той или иной компании.

Градостроительный кодекс Российской Федерации устанавливает следующие минимальные квалификационные требования, предъявляемые к лицам, претендующим на включение сведений о них в национальный реестр специалистов. Во-первых, наличие высшего образования по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства. Во-вторых, наличие стажа работы соответственно в организациях, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, на инженерных должностях не менее чем три года. В-третьих, наличие общего трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства не менее чем десять лет. В-четвертых, повышение квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в пять лет. И, наконец, для иностранных граждан - наличие разрешения на работу.

Сведения о физическом лице включаются соответствующим национальным объединением саморегулируемых организаций в реестр на основании его заявления. Заявление может быть подано физическим лицом лично, посредством почтового отправления либо через оператора - саморегулируемую организацию, членом которой является его работодатель.

По состоянию на 31 августа 2017 г. в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования и национальный реестр специалистов в области строительства включены сведения о более чем 100 тысячах специалистов.

КонсультантПлюс: Олег Вадимович, а если организация на законном основании не состоит в СРО, то должна ли она иметь в штате специалистов по организации строительства, сведения о которых включены в национальный реестр? Если да, то в каком количестве? Если нет, то кому организация может поручить подписывать акт приемки объекта капитального строительства и другие документы, перечисленные в ч. 5 ст. 55.5-1 ГрК РФ?

Олег Вадимович: С 18 июня 2017 года частью 1.1 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" для лиц, выполняющих работы по договорам субподряда, которыми, как правило, являются субъекты малого предпринимательства, отменена обязательность членства в саморегулируемых организациях. Не требуется членство в саморегулируемых организациях и для лиц, указанных в части 2.1 статьи 47, части 4.1 статьи 48, частями 2.1 и 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В этой связи норма пункта 4 части 2 статьи 55.6 и части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации о наличии необходимого количества специалистов, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства, обязательна только для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые являются членами саморегулируемой организации. В случае если инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование или строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства выполняет лицо, которому членство в саморегулируемой организации не требуется, акт приемки объекта капитального строительства и иные документы подписывает уполномоченный в соответствии с законом работник такого лица.

КонсультантПлюс: Возвращаясь все к той же ст. 55.5-1 ГрК РФ. С 1 июля текущего года акт приемки объекта капитального строительства подписывает исключительно специалист по организации строительства, сведения о котором включены в национальный реестр. Применяется ли данное правило в ситуации, когда акт подписывается после 1 июля, но договор на строительство был заключен до указанной даты, например в мае текущего года?

Олег Вадимович: В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая вступила в силу с 1 июля 2017 года, работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций (генеральными подрядчиками). Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства. В свою очередь, членами саморегулируемой организации в области строительства могут быть только лица, соответствующие условиям, определенным частью 1 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом требования, установленные частями 1 - 4 статьи 55.4 и предъявляемые к некоммерческим организациям, являются обязательными на момент внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и в течение всего срока деятельности саморегулируемой организации.

Исходя из совокупности указанных норм, генеральный подрядчик строительства объекта капитального строительства, который является членом саморегулируемой организации, должен соответствовать требованиям законодательства о градостроительной деятельности, в том числе по наличию необходимого количества реестровых специалистов, на всем протяжении своего членства. В этой связи, даже если договор строительного подряда был заключен до введения новых требований, а его исполнение еще не завершено, документы, перечисленные в части 5 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, могут подписываться с 1 июля 2017 года лицом, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов.

При этом хочу подчеркнуть, что изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, о которых мы говорим, приняты 3 июля 2016 года, таким образом, переходный период составил 1 год.

КонсультантПлюс: Еще одно нововведение - региональный принцип членства в системе саморегулирования, согласно которому строительная организация может стать членом СРО только в том субъекте РФ, где она сама зарегистрирована. Юлия из Москвы спрашивает: "Наше предприятие было зарегистрировано в городе Москве и является членом СРО в области строительства. Саморегулируемая организация, членом которой мы являемся, зарегистрирована и действует в городе Москве. В июне 2017 года наше предприятие изменило адрес места нахождения на другой субъект Российской Федерации (Москву на Нижний Новгород). В соответствии с положениями статьи 55.6 ГрК РФ организация должна быть членом СРО, которая зарегистрирована только в том же субъекте РФ, что и сама организация. При этом согласно статье 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ от 29.12.2004 в редакции Федерального закона N 372-ФЗ от 03.07.2016 о выходе из состава членов СРО в связи с переводом в другую территориальную СРО организация должна была сообщить в срок до 1 декабря 2016 года. Однако по состоянию на указанную дату подобной потребности у нашей организации не было, так как место нахождения организации и СРО совпадали, а адрес был изменен только в июне 2017 года. В действующем законодательстве отсутствует регулирование вопроса о переходе организации в другую СРО в другом субъекте РФ в связи с изменением организацией адреса. При этом выход из текущей СРО лишит организацию права вступить в новую СРО в течение последующего года (согласно статье 55.7 ГрК РФ), что полностью лишит нас возможности вести хозяйственную деятельность. В связи с вышеуказанным просим Вас разъяснить, каким образом при смене адреса места нахождения организации (одного субъекта РФ на другой) должен быть разрешен вопрос о переходе в другую территориальную саморегулируемую организацию в области строительства и какими законодательными актами это регулируется?".

Олег Вадимович: Существует базовый принцип деятельности саморегулируемых организаций, который действует с самого начала и не изменился в настоящее время.

Частью 1 статьи 55.1 кодекса одной из основных целей саморегулируемых организаций определено в том числе  предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу юридических лиц вследствие недостатков выполненных работ. В случае выявления саморегулируемыми организациями при осуществлении контрольных мероприятий указанных нарушений частью 4 статьи 10 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" предусмотрены меры дисциплинарного воздействия, применяемые к членам саморегулируемой организации, их допустившим: от вынесения предписания, обязывающего члена саморегулируемой организации устранить выявленные нарушения в установленные сроки, до его исключения из членов саморегулируемой организации. Кроме того, каждый член саморегулируемой организации своим взносом в компенсационный фонд несет финансовую ответственность за деятельность других ее членов.

В условиях отсутствия установленного законом запрета добровольный выход индивидуального предпринимателя или юридического лица из саморегулируемой организации в период дисциплинарного производства в отношении таких лиц повлечет создание условий безнаказанности за совершенные нарушения, они смогут не исполнять предписания саморегулируемой организации об устранении выявленных нарушений технических регламентов, стандартов на процессы, что может привести к причинению вреда или ущерба; избежать последствий исключения из членов саморегулируемой организации по решению такой саморегулируемой организации, заключающихся в запрете в течение года вступать в саморегулируемую организацию аналогичного вида; не  вносить установленный саморегулируемой организацией дополнительный взнос в ее компенсационный фонд в случаях осуществления выплат в соответствии со статьями 60 и 60.1 кодекса по вине этих лиц.

Статьей 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены общие правила прекращения членства в саморегулируемой организации, предусматривающие запрет в течение одного года на прием в члены саморегулируемой организации индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, членство которых было прекращено в саморегулируемой организации аналогичного вида.

Какое-либо исключение из данных правил, в том числе в отношении приема в члены саморегулируемой организации в области строительства индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, прекративших свое членство в саморегулируемой организации аналогичного вида в связи со сменой адреса своего места нахождения с одного субъекта Российской Федерации на другой, законом не установлено.

КонсультантПлюс: Еще один вопрос о поводу регионализации СРО от Мамедова Фадаи из Москвы: "Наша компания расположена в Москве и осуществляет строительную деятельность по всей России. Для уменьшения операционных расходов решили переехать в регион. В соответствии с новыми изменениями в законодательстве если меняется адрес регистрации, то тогда мы обязаны выходить из СРО (Москвы) и вступить в членство СРО по месту нового адреса регистрации фирмы. Получается, что поскольку мы до 01.12.2016 не уведомили свою СРО о своем выходе, то теперь, если мы переходим, тогда теряем компенсационный взнос (1 млн руб.) в СРО (Москве) и, кроме того, остаемся лишенными допуска на ведение строительства сроком на 1 год. Что нам делать? Ведь до 01.12.2016 мы не планировали свой переезд! Почему мы должны терять свои деньги и быть лишенными допуска из-за того, что не предвидели возможный переезд через несколько лет?"

Олег Вадимович: Региональный принцип введен в целях усиления взаимной ответственности членов саморегулируемой организации друг за друга. Кандидаты в члены, вступающие в саморегулируемую организацию, должны это знать и осознанно принимать решение. Когда член саморегулируемой организации говорит, что теперь он передумал нести ответственность, в том числе за других членов, забирает деньги и уезжает в другой субъект Российской Федерации, то он таким образом серьезно размывает ответственность.

Таким образом, по общему правилу части 5 статьи 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взнос (взносы) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации.

КонсультантПлюс: Следующий вопрос. В ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ приведен исчерпывающий перечень требований к подрядчикам - членам СРО, которые собираются заключать договоры конкурентными способами. В этом перечне отсутствует требование об уровне ответственности подрядчика по компенсационному фонду возмещения вреда (КФВВ). Имеет ли право государственный заказчик при проведении аукциона требовать от участников закупки наличия уровня ответственности по КФВВ, размер обязательств по которому не ниже предлагаемой участниками цены контракта? Если да, то на каком основании?

Олег Вадимович: Пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии) или членства в саморегулируемой организации.

При приеме в члены саморегулируемой организации индивидуального предпринимателя, юридического лица при соблюдении условий, установленных статьей 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в обязательном порядке должен быть внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, размер которого определяется исходя из максимальной стоимости работ по договору подряда, планируемому к заключению таким лицом.

Статья 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает дополнительные требования к членам саморегулируемой организации для заключения договоров с использованием конкурентных способов. При этом общие требования не отменяются.

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена обязанность заказчика проверять соответствие участника закупки требованиям действующего законодательства Российской Федерации, а также устанавливать такие требования в закупочной документации.

С учетом изложенного государственный или муниципальный заказчик вправе предъявлять к участнику закупки требование о подтверждении наличия необходимого уровня ответственности, в соответствии с которым таким участником внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда саморегулируемой организации.

КонсультантПлюс: В договоре подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание подрядчику провести инженерные изыскания (ч. 5.2 ст. 48 ГрК РФ). Должен ли в этом случае генпроектировщик, который состоит в СРО в области архитектурно-строительного проектирования, быть также членом СРО в области инженерных изысканий? Если да, то как установить уровни ответственности по фонду обеспечения договорных обязательств, ведь цена проведения инженерных изысканий отдельно не выделена в структуре цены всей закупки?

Олег Вадимович: Согласно части 2 статьи 47 и части 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации для выполнения работы по договорам на инженерные изыскания, подготовку проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу требуется членство в саморегулируемой организации соответствующего вида, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47 и частью 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования определяется внутренними документами саморегулируемой организации с учетом заявленного членом саморегулируемой организации уровня ответственности. При этом минимальный размер такого взноса не должен быть установлен саморегулируемой организацией ниже предусмотренного частью 11 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В свою очередь, уровень ответственности члена саморегулируемой организации в соответствии со статьей 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяется предельным размером обязательств по договорам подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров.

Установленный частью 3 статьи 60.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации размер компенсационной выплаты из компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств по договорам подряда по одному требованию о возмещении реального ущерба вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой организации своих обязательств включает в себя также неустойку (штрафы) по таким договорам.

Согласно частям 6 - 8 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней), которые начисляются исходя из цены контракта. Причем размер штрафов согласно части 8 статьи 34 указанного федерального закона устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в зависимости от цены контракта.

Таким образом, участник закупки, предметом которой является одновременное выполнение работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации, должен быть членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий и саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования. При этом размер взносов в компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств каждой из саморегулируемых организаций соответствующего вида для такого участника закупки должен определяться исходя из полной цены контракта.

КонсультантПлюс: В договоре подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание подрядчику провести инженерные изыскания (ч. 5.2 ст. 48 ГрК РФ). Вправе ли в этом случае главный архитектор утверждать и проектную документацию, и результаты инженерных изысканий? Или у генпроектировщика должны быть как специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования, так и специалисты по организации инженерных изысканий?

Олег Вадимович: Результаты инженерных изысканий в соответствии с частью 3 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации может утверждать только специалист по организации инженерных изысканий, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования. При этом одно и то же физическое лицо при условии его одновременного соответствия установленным частью 6 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации требованиям, в том числе по стажу и опыту, может выполнять должностные обязанности лица как по организации инженерных изысканий, так и по организации подготовки проектной документации.

КонсультантПлюс: Заказчик-застройщик в ходе строительства объекта капстроительства планирует привлечь на основании договора строительного подряда организацию для проведения строительного контроля (ч. 2 ст. 53 ГрК РФ). Должна ли организация, которая будет осуществлять строительный контроль, состоять в СРО?

Олег Вадимович: Согласно пункту 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации функции технического заказчика, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, могут выполняться только членом саморегулируемой организации соответствующего вида. Частью 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

Из совокупности указанных норм Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что лицо, осуществляющее строительный контроль, должно быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Исключение составляют случаи, предусмотренные частью 2.1 и 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

КонсультантПлюс: Олег Вадимович, благодарим Вас за участие в нашем интернет-интервью!





Возврат к списку